Почему важно вовремя приходить к стоматологу?

Кто-то ждет, когда наступят сильные боли, и уже невозможно будет ни есть, ни спать, для них — это «вовремя». В идеале же нужно приходить на осмотр стоматолога раз в полгода. Ведь, как правило, начальная стадия кариеса не обнаруживается пациентом, и заболевание может дойти до состояния с осложнениями, пока пациент поймет, что ему пора вылечить зуб.

Какие первые признаки говорят о кариесе? Это изменение природного цвета зуба: появление белых пятен, почернение. При увеличении размера очага повышается чувствительность зубов к горячему, холодному, сладкому.

Причины появления кариеса: наличие определенной микрофлоры полости рта, наследственный фактор, заболевания желудочно-кишечного тракта. Самой распространенной проблемой является плохая гигиена полости рта, ведь не каждый после того, как съест конфету, чистит зубы, а в это время можно было бы хотя бы воспользоваться ополаскивателем. Именно то, что не всегда есть возможность провести гигиену, приводит к образованию зубного налета, после — микробной бляшки, что оказывает разрушительное влияние на твердые ткани зуба. Сначала поражается зубная эмаль, затем дентин, и процесс может дойти до нерва и нежелательной потери зуба.

Как проходит лечение кариеса?

Кариес различают по стадиям, формам, глубине, остроте и по возникновению процесса, также по локализации. По глубине процесса кариес подразделяется на кариес в стадии пятна, поверхностный кариес, средний кариес, глубокий кариес.

Материалы для пломбирования зубов применяются самые разнообразные, например, мы используем светоотверждаемые композиты, которые позволяют не только устранить дефект, но и смоделировать анатомическую форму зуба, а также преимуществом материала светового отверждения является его сходство по физико-химическим параметрам с твёрдыми тканями зуба (дентина, эмали), возможность подбора цвета в эстетических целях.

 

Как понять, что нужно лечить каналы зубов?

Сигналом, который говорит о необходимости лечения зубных каналов чаще всего является зубная боль. Зуб может реагировать на смену температур в полости рта, на жевательную нагрузку, может болеть после общего переохлаждения организма. Болевой приступ может возникать и самопроизвольно, а также в ночное время. Характер боли бывает различной интенсивности и продолжительности — в зависимости от стадии развития недуга, чаще все это возникает из-за несвоевременно вылеченного кариеса, когда в процесс вовлекаются пульпа (нервы и сосуды внутри зуба) и периодонт (ткани, окружающие зуб).

Очаги острого и хронического воспаления в пульпе и периодонте причиняют пациенту физические неудобства, они могут служить источником развития воспалительных процессов челюстно-лицевой области и шеи, способны осложнить течение заболеваний внутренних органов и систем, способствуют снижению иммунитета. Поэтому очаги инфекции требуют своевременного, адекватного и эффективного эндодонтического лечения. Лечение корневых каналов позволяет спасти зуб, пульпа которого инфицирована или разрушена, предотвратить распространение воспаления на периодонтальную связку, соединяющую зуб с челюстью, и, далее, на костную ткань челюсти.

Основная цель лечения канала – это сохранение зуба. Методы эндодонтического лечения позволяют спасти даже сильно разрушенные или инфицированные зубы, предотвратить осложнения, ведущие к потере зуба, серьезным заболеваниям мягких и костных тканей.

Как проходит эндодонтическое лечение?

В начальной стадии эндодонтического лечения проводится точная диагностика полости зуба для выявления длины корневого канала и порога чувствительности пульпы.

Следующий этап – комплекс процедур по механической обработке, дезинфекции и пломбированию корневого канала. После вскрытия пульповой камеры всю поврежденную или больную пульпу удаляют из корневых каналов. Корневые каналы зуба очищают, расширяют и формируют для удобства последующего пломбирования. Для уничтожения бактерий и предупреждения инфицирования в очищенную пульповую камеру и корневые каналы могут быть внесены лекарственные вещества. На время их действия отверстие в коронке зуба может быть закрыто временной пломбой.

На следующей стадии лечения временную пломбу удаляют. Пульповая камера и корневые каналы заполняются и пломбируются гуттаперчей - материалом, не допускающим повторного попадания бактерий в канал. Для усиления опорной структуры реставрации в корневой канал может быть введен стекловолоконный штифт. На заключительной стадии лечения идет воссоздание структуры и функций разрушенного зуба.

Лечение зуба эндодонтического характера проводится в один или несколько визитов. В большинстве случаев, лечение проводится под местной анестезией. Выбор и дозировка анестетика зависят от возраста, веса, продолжительности стоматологического вмешательства, наличия хронических заболеваний у пациента.

 

Как можно предупредить проблемы с зубами?

Важно чистить зубы не менее чем дважды в день, регулярно делать профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов, а также не забывать посещать стоматолога при первых признаках кариеса, а также в целях профилактики – дважды в год.

 

Условия и порядок предоставления помощи по ОМС

(из Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан)

 

Медицинская помощь, предоставляемая в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан: 

Стоматологическая помощь: оказание терапевтической и хирургической стоматологической помощи взрослым и детям, в том числе ортодонтическое лечение детей и подростков до 18 лет без применения брекет-систем. Стоматологическая помощь оказывается с использованием лекарственных средств и материалов, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Республики Татарстан

Настоящий Порядок предоставления медицинской помощи регламентирует принципы организации медицинской помощи, направленные на совершенствование и повышение качества оказания медицинской помощи и соблюдение прав пациентов.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы ему предоставляется право выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в том числе по территориально-участковому принципу, осуществляемого не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина) в порядке, установленном действующим законодательством, кроме консультативных поликлиник, специализированных поликлиник и диспансеров.

С учетом согласия врача в выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще одного раза в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи:

1.1. На территории Республики Татарстан амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается преимущественно по участково-территориальному принципу, кроме консультативных поликлиник, специализированных поликлиник и диспансеров.

1.2. При оказании медицинской помощи предусматриваются:

·         прием пациентов по неотложным состояниям врачом-специалистом в день обращения;

·         возможность очередности не более 1 месяца для оказания медицинской помощи в плановой форме (прием врача-специалиста, проведение диагностических инструментальных и лабораторных исследований);

·         объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи (протоколами ведения больных), порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и руководствами, другими нормативными правовыми документами.

Отсутствие полиса обязательного медицинского страхования и личных документов у пациента не может являться причиной отказа в экстренном его приеме.

1.3. Порядок организации приема, вызова врача на дом, активных патронажей больных на дому, режим работы утверждаются приказами медицинской организации, которые размещаются на информационных стендах и интернет-сайте медицинской организации.

1.4. Медицинские карты амбулаторных больных хранятся в медицинской организации. Медицинская организация несет ответственность за их сохранность в соответствии с законодательством.

Категория граждан, имеющих право на медицинскую помощь в первоочередном и внеочередном порядке

Медицинская помощь в медицинских организациях в первоочередном порядке предоставляется следующим категориям граждан:

·         Героям Социалистического Труда;

·         Полным кавалерам ордена Славы;

·         Героям Советского Союза;

·         Героям Российской Федерации;

·         Членам семей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

·         Полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

·         Вдовам (вдовцам) Героев Социалистического Труда или полных кавалеров ордена Трудовой Славы, не вступившим в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) Героя Социалистического Труда или полного кавалера ордена Трудовой Славы).

Медицинская помощь в медицинских организациях во внеочередном порядке предоставляется следующим категориям граждан:

·         лицам, награжденным знаком «Почетный донор России»;

·         гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф;

·         гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

·         реабилитированным лицам;

·         инвалидам и участникам войны;

·         ветеранам боевых действий;

·         военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии;

·         членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

·         лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

·         лицам, работавшим в пределах тыловых границ действующих фронтов;

·         детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Права пациента

Права граждан в системе медицинского страхования ( «Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Статья 6):

·         На обязательное и добровольное медицинское страхование;

·         На выбор медицинской страховой организации;

·         На выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

·         На получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

·         На получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

·         На предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

Права пациента (Глава 4 ФЗ от 21.11.2011г. №                     323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 30-32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):

·         На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

·         На выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

·         На обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

·         На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

·         На облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

·         На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

·         На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

·         На отказ от медицинского вмешательства;

·         На получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

·         На получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

·         На возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

·         На допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

·         На допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;

·         На непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

·         На обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

Права потребителя ( «Закон о защите прав потребителей»):

·         На безопасность услуг (ст.7 «Закона о защите прав потребителей», далее – ЗоЗПП);

·         На информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст.8-10 ЗоЗПП);

·         На соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст.27 ЗоЗПП);

·         На соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст.29 по смыслу ст.4 ЗоЗПП);

·         На информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст.36 ЗоЗПП);

·         Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п.2 ст.12 ЗоЗПП);

На выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.